Сегодня нетипичный для нас пост — про действующий музей на краю Татарстана.
Это обычный дом-пятистенок площадью 42 кв. м.
Чем же отличилась деревня Аняково, что сюда едут международные делегации?
В 1937 году здесь родился малыш, который в 1991 году стал первым Президентом Татарстана.
Его дед Шайми был одним из раскулаченных советской властью «середняков». Отобрали и дом, и скотину, повезло, что не выслали в Сибирь. Семья жила за счет доброты людей, которые согласились их приютить. Сын Шайми, Шарип Шаймиев несмотря на биографию родственника раскулаченного, спустя некоторое время стал в Аняково председателем колхоза.
Мужчина богатырского телосложения был не только крепким хозяйственником, но и физически выносливым — мог одним ударом кистени убить волка, попавшего в капкан. В семье был любимый рысак, считавшийся лучшим в округе.
Вот только с наследниками семье не везло — четыре новорожденных мальчика умерли один за другим, выживали только девочки. Тогда отец вспомнил татарское поверье — нужно дать младенцу «крепкое имя».
А крепче железа в то время на деревне материала не знали. Пятый по счету родившийся мальчик стал Хантимером — «железным ханом» в переводе с татарского языка. А следующий, родившийся через три года — Минтимером («я – железный»).
Всего в семье было 10 детей, будущий президент — девятый ребенок. Младшая сестренка, теперь уже бабушка, до сих пор живет в Аняково, в доме неподалеку. Знаменитый старший брат приезжает к ней в гости несколько раз в год.
Отец Минтимера в 1941 году ушел на фронт, где получил тяжелое ранение. А в послевоенные годы Шарип Шаймиев чуть было не попал в тюрьму. С продовольствием в то время было плохо, над деревней висела угроза голодной смерти, дети и взрослые пухли с голоду. Тогда председатель колхоза принял решение отдать два мешка посевного проса на общественное питание. На сына бывшего кулака завели уголовное дело.
Именно из-за этой ситуации Минтимер поначалу хотел стать юристом, но в итоге уехал учится в Казанский сельскохозяйственный институт, на факультет механизации. На выбор повлияла профессия старшего брата, который числился в колхозе комбайнером — до сих пор во дворе дома стоит его «газон».
Кстати, не очень известный факт из жизни президента — на последних курсах студентов, умеющих обращаться с сельхозтехникой, отправили убирать урожай зерновых на целине, в Павлодарской области, где молодые специалисты (и Минтимер в том числе), стали свидетелями атомных взрывов — наземных испытаний на Семипалатинском полигоне. Он своими глазами видел и характерный «гриб», и красные облака — всего студенты пережили два испытания, прежде чем они были официально запрещены, и в Семипалатинске стали проводить только подземные взрывы.
В музее хранится кистень, с которым отец Шаймиева ходил в лес, и ружье 16 калибра, которым он пугал волков, патефон, играющий старые татарские пластинки, телевизор 60-х годов, телефон, который подарил семье Минтимер.