Сначала показалось, что это мираж.
Подъехали поближе — и действительно: колоссальное строение размером с собор Парижской Богоматери стоит в центре небольшого поселка. Под ее сводами может укрыться примерно половина жителей поселка — а всего в Гусь Железном проживает около 3000 человек.
Троицкий собор мог бы украсить любой город Европы, но благодаря прихоти своего заказчика был возведен именно в Рязанской области. Строили его более 65 лет, архитектор неизвестен — храму нет аналогов в России.
Проект строительства одобрен Андреем Родионовичем Баташевым — инженером, меценатом, фальшимонетчиком, масоном. Заложил собор его сын, а достраивали уже внуки.
«Дракула Рязанской области», «железный король», «живодер» — каких только эпитетов не удостоился владелец земель и железных заводов Андрей Баташев. Баташевский чугун покупала вся Европа, промышленник нашел подход к князю Потемкину, так что деньги к железноделательному олигарху текли рекой.
На заработанное Баташев построил в Гусь Железном невероятных размеров усадьбу-крепость. За семиметровой стеной находился главный дом, театр, парк, десятки оранжерей и флигелей. Сторожили хозяйство 800 егерей, с которыми Андрей Родионович грабил купцов и чиновников, проезжавших мимо, самовольно захватывал чужие земли.
В усадьбе был «страшный сад» — место, где хозяин истязал и убивал прислугу, «павильон любви», где полуодетые крепостные девушки ублажали хозяина и его гостей (в том числе инспекторов, приезжавших с проверками). Богатство и связи решали — грязные дела сходили Баташеву с рук.
Ходили слухи, что под домом и садом находился еще один завод, где незаконно чеканили золотые и серебряные монеты, а также подземный ход, по которому на тройке лошадей хозяин усадьбы мог доехать аж до Касимова.
Узнав, что кто-то донес на него, и в усадьбу должна приехать ревизия, Баташев отдал приказ — спустить воду и завалить выходы в подземельях. Несколько сот человек, работавших в подвалах, погибли.
Правду установить сейчас невозможно, но есть исторический факт: из трёх золотых пятаков эпохи Екатерины II, найденных здесь, две монеты оказались фальшивыми.
Охотники за сокровищами считают, что богатства Баташева входят в десятку крупнейших кладов России. Существование подземных ходов доказали представители МЧС, которые с помощью георадара провели обследование территории бывшей усадьбы. Но до содержимого подвалов до сих пор никто и не добрался.
Бабушки, которых мы встретили в храме, вспомнили, что жестокость промышленника передалась по наследству «Баташихе» — его внучатой снохе Зинаиде. Заводских рабочих она могла запороть насмерть, за что во время Октябрьской революции была расстреляна.
При советской власти в храме размещались склады, а под 70-метровой колокольней торговали керосином —цистерна стояла прямо внутри основания колокольни.
В 50-х годах церковь горела от удара молнией.
Сейчас службы проходят в нижней части храма. В день нашего визита здесь проходило отпевание, батюшка был на месте, поэтому разрешил нам посетить верхнюю часть, обычно закрытую для посетителей.